Новые старые кресла

Конструкция кресла, представленного на нашем рисунке в разрезе, является традиционной для всех изготовленных вручную кресел. Благодаря натяжным лентам и пришитым к ним пружинам сиденье и спинка кресла могут принимать удобные для человеческого тела очертания.

Со временем натяжение лент ослабевает. Кресло становится слишком «мягким», и требуются усилия, чтобы с него встать. Пружины могут даже полностью отделиться от лент, из-за чего кресло в буквальном смысле теряет форму. Но даже при очевидной «дряхлости» его не стоит выбрасывать. После «капитального» ремонта внутренней части любимое кресло прослужит еще долгие годы. Взявшись за дело, постарайтесь не повредить обивочный материал и набивку. Они еще могут понадобиться — хотя бы в качестве шаблона при раскрое новых обивочных тканей.

Выполнение работ, требует серьезной профессиональной подготовки. И вряд ли кто-то возьмется осваивать их ради одного кресла или одной софы. Другая проблема — материалы и инструменты, Большинство из указанных здесь достать практически невозможно. Дело в том, что рядовые набивщики мягкой мебели работают только с поролоном. А мастера, реставрирующие набивку антикварной мягкой мебели «дедовскими» способами, добывают подручные средства по «своим каналам». Здесь же описаны именно «дедовские» способы.

Старинные мягкие кресла, имеющие нередко и художественную ценность, могут украсить любое жилище. Однако в результате длительного использования любая мебель изнашивается. Но если у вашего кресла каркас цел, остальное поправимо.

Косметика для деревянных деталей

Как только каркас кресла освобождается от всех элементов обивки, наступает идеальный момент для обработки деревянных деталей. Тщательно отшлифуйте их и покройте морилкой или лаком.

Подходящая бечевка

Бечевка для шнуровки подвергается очень сильной нагрузке. Прочную скрученную из пяти нитей бечевку можно купить в специализированных магазинах.

Материалы и инструменты для мягкой обивки

Необходимые материалы и инструменты для ремонта мягкой обивки можно приобрести в специализированных магазинах.

Материалы:

  • ватин в рулонах (1),
  • пружинный каркас (2),
  • ткань для обтяжки основания (3),
  • льняной холст (4),
  • восьмивитковые пружины для сиденья (5),
  • шести-витковые пружины для спинки (6),
  • натяжные ленты (7),
  • бязь для обтяжки (8),
  • зигзагообразные пружины (9),
  • скрученный конский волос (10),
  • скрученные кокосовые волокна (11),
  • льняная прокладка (12).

Инструменты:

  • молоток для обивочных работ (А),
  • деревянный молоток (В),
  • гвоздодер (С),
  • бойковое лезвие (D),
  • приспособление для натяжения ленты (Е),
  • складная линейка (F),
  • ножницы для ткани (G),
  • круглые иглы (Н),
  • иглы с двумя остриями (I),
  • иглы для сквозного шитья (К),
  • булавки с пластиковыми головками (L),
  • гвозди для натяжных лент с широкими головками (М),
  • раскройные гвозди двух видов (N и О),
  • клещи (Р),
  • ручной дырокол (Q).

Разборка набивки

Прежде чем приступать к ремонтным работам, кресло следует основательно «выпотрошить». Сначала отделяют детали из ткани и прокладки, по возможности не разрезая их. Они послужат как образцы для раскроя. Какие-то из деталей — прежде всего драгоценный конский волос и спиралевидные пружины — можно будет использовать. О пригодности пружин судят по их способности после кратковременного сжатия распрямляться «в полный рост».

Чтобы определить, имеет ли смысл менять набивку, сначала убедитесь в том, что деревянный каркас в порядке. Удалите из него все гвозди и скобки. Тщательно проверьте, нет ли поражений древоточцами, чтобы в случае необходимости произвести соответствующую обработку. Проверьте также все соединения на прочность и укрепите их, где сочтете нужным.

Высота пружины в свободном положении, то есть до фиксации шнуровкой, должна равняться высоте сиденья.

Натягивание ремней на каркас

Чтобы определить длину натяжных ремней, измерьте расстояние между перекладинами. Добавьте 20 см, так как концы ремней при натяжке нужно будет обернуть вокруг перекладин и дополнительно закрепить на приспособлении для натяжения ремня. Закреплять ремни нужно, начиная с середины.

Их концы прибиваются к нижней перекладине спинки тремя гвоздями. При этом оставляется маленький отрезок для загиба, после чего уже двойной слой закрепляется еще двумя гвоздями.

Чтобы свободный конец ремня держать под натяжением и одновременно прибивать гвозди, каркас кресла лучше положить навзничь. Это позволит удерживать коленом приспособление для натяжения ремня.

Нагрузка на сиденье больше, чем на спинку. Поэтому каждый конец ремня прибивают к каркасу сиденья уже шестью гвоздями. Ремни закрепляются сначала между передней и задней перекладинами, затем с переплетением — между боковыми. Такое расположение не позволит ремням сдвигаться.

Основание сиденья будет достаточно прочным, если расстояние между ремнями будет равно их ширине.

Сначала ремни натягиваются на спинку. Их концы прибиваются к нижней перекладине пятью гвоздями.

Ремни натягивают на верхнюю перекладину и прибивают к ней тремя гвоздями. После загиба еще двумя гвоздями закрепляют конец.

К раме сиденья ремни прибиваются, начиная также с середины. Концы крепятся уже шестью гвоздями!

Поперечные ремни переплетаются через продольные, чтобы придать сиденью дополнительную прочность.

Пришивание пружин и их фиксация шнуровкой

пружины для сиденья кресла

пружины для сиденья кресла

Расположите пружины симметрично и пришейте нижнее кольцо каждой к натяжным ремням в трех местах.

Прошнуруйте сначала внешние ряды, ведя бечевку от спинки кресла через все пружины по направлению к себе.

Перейдя на поперечную шнуровку, делайте узлы не только на кольцах пружин, но и в местах скрещений с продольной шнуровкой.

Пружины расположите так, чтобы каждая находилась на скрещении натяжных ремней. Двойной слой лучше выдержит давление. Проследите за тем, чтобы пружины имели необходимую свободу движения.

Чтобы соединение пружин с ремнями было достаточно крепким, работайте прочными нитками, используя петельные стежки «через край».

Для этого проведите иглу с нитью вблизи пружины снизу вверх через ремень. Затем проколите ремень на небольшом расстоянии сверху вниз и, не затягивая до конца образовавшуюся петлю, выведите иглу с другой стороны нижнего витка пружины через ремень, после чего захватите иглой петлю. Теперь затяните петлю; вы увидите, что пружина прочно закреплена. Проложите столько аналогичных стежков, чтобы пружины и ленты были прочно сшиты.

Для дальнейшей фиксации пружин шнуровкой во все четыре перекладины рамы вбивают гвоздики, но не до конца, а так, чтобы шляпки немного выступали над поверхностью. Бечевку для шнуровки нарезают такой длины, чтобы она четырежды перекрывала расстояние от передней до задней перекладины. Одним концом бечевку привязывают к задней угловой пружине. На втором от верха витке пружины провязывают второй узел и после этого обвивают бечевку, не натягивая, вокруг соответствующего гвоздя. Пружину сжимают на две трети ее высоты и провязывают узлом верхнее кольцо сначала снаружи, затем изнутри.

Зашнуровывают все пружины одного ряда, проводя сквозь них бечевку на одинаковой высоте. На завершающем этапе бечевку обвивают вокруг гвоздя, а конец закрепляют узлом на втором от верха витке близлежащей пружины.

Прежде чем переходить к поперечной шнуровке, следует проверить, стоят ли пружины вертикально. Как только все пружины зашнурованы, гвозди вбивают до конца.

Как применить материал для набивки и заново обтянуть кресла тканью, вы узнаете в следующей главе.

Таким простым узлом завязывают верхние кольца пружин. Узел позволяет кольцам сдвигаться и в то же время корректирует положение пружин.

Двойной петельный узел служит для другой цели: он прочно держит натянутую бечевку и не дает ей сдвигаться по кольцу пружины.

3869
читайте также