Типы красок, лаков и политур

Краска образует пленку на поверхности, на которую ее наносят. Эта пленка должна решать три задачи: скрывать под собой поверхность, защищать ее и быть устойчивой. Все краски состоят из трех основных компонентов: пигмента, связующего вещества и носителя. Пигмент придает пленке цвет и кроющую способность.

Здесь нет никаких резких контрастов, способных оживить нейтральную цветовую схему, кроме ярко-красных столбов у кровати и рейки для картин, но этого оказывается достаточно. Во встроенной ванной должны применяться краски, не боящиеся влажной среды.

Связующее вещество связывает частицы пигмента в сплошную пленку, когда краска высыхает, а также сцепляет пленку с поверхностью. В составе прежних красок это был натуральный материал: льняное масло — в масляных или клей — в клеевых. В современных же красках применяются синтетические смолы, например, алкидные, акриловые, виниловые и полиуретановые. Третья составляющая краски — носитель. Он делает краску текучей и гладкой при нанесении и испаряется при ее высыхании.

От соотношения пигмента и связующего вещества в краске зависит вид, который она получит после высыхания. Чем больше содержание пигмента, тем тусклее краска. Регулируя это соотношение, производители могут делать краски, высыхающие до матовых, полуматовыхнлн блестящих, глянцевых. Выбор зависит от личного вкуса и от качества окрашиваемой поверхности: глянцевая отделка выявляет имеющиеся недостатки, матовая же скрывает их.

Типы красок

Краски, используемые в доме, имеют различные носители. В краске на водной основе пигмент и связующее вещество находятся в воде во взвешенном состоянии в виде мельчайших частиц. Эта похожая на молоко эмульсия обычно называется водоэмулъсионной краской (в США ее часто называют латексной). Когда вода испарится, капельки сливаются в сплошную пленку краски. В алкидных красках пигмент и связующее вещество взвешены в растворителе на основе керосина, они сохнут дольше красок на водной основе.

Голубые и серые — это холодные, свежие цвета, обычно подходящие для светлой детской комнаты. Ярко окрашенная лестница создает прекрасный контраст. Окрашенные поверхности в детских должны выдерживать грубое обращение.

(В США эти краски называют масляными, хотя для некоторых видов применяется термин «алкидные»). Эти краски, высохнув, сохраняют {характерный «красочный» запах, который для многих неприятен, а кое у кого вызывает аллергию. Растущее осознание вреда, который причиняют некоторые растворители здоровью людей, сделало применение этих красок непопулярным. В некоторых странах они уже запрещены.

Краски содержат также ряд других добавок, улучшающих их свойства. Наиболее примечательная из них делает краску тиксотропной, т. е. не капающей. Это позволяет набирать на кисть больше краски и наносить ее более толстым слоем; часто бывает достаточно покрыть поверхность один раз.

Палитра желтых тонов создает неотразимо привлекательную цветовую схему для комнаты младенца.

Системы красок

Один слой краски слишком тонок, чтобы образовать прочную пленку. Для получения хорошего и красивого покрытия нужна система красок, состоящая из нескольких слоев. Их количество зависит от типа краски и от характера окрашиваемой поверхности.

Краска — не только для стен, потолков и деревянных конструкций. Она может также подчеркивать контурные линии орнаментной штукатурки.

Первый слой — шпатлевка, применяемая, когда нужно, например, запечатать в дереве натуральную смолу или предотвратить впитывание краски в пористую поверхность.

Второй слой — грунт, который обеспечивает хорошее приставание краски. На металлических поверхностях он также защищает металл от коррозии или окисления. Грунт может действовать и как шпатлевка.

Гладко окрашенные стены можно украсить орнаментом, нанесенным вручную или по трафарету.

Третий слой — подслой; он делает пленку гибкой, непоглощающей основой для однородного покрытия четвертым, и последним, лицевым слоем, который придает окончательную отделку и цвет.

Для стен, которые обычно красят водоэмульсионной краской, применяют систему только из двух или трех слоев одной и той же краски, если не требуется шпатлевка или грунтовка для исправления таких дефектов поверхности, как пылеватость, высокая щелочность или большая пористость. Тогда первым накладывают тонкий слой разбавленной краски. Грунт необходим в тех случаях, когда стены окрашивают алкидными красками.

Вторая краска дополнительного цвета, нанесенная губкой поверх основной, создает эффект мягкого дробления цвета.

При обработке поверхностей прежде всего наносят шеллак на сучки, чтобы смола не проступила сквозь слой краски. Затем следуют: грунт для дерева (водоэмульсионный или алкидный), подслой и лицевой слой. Чтобы ускорить процесс окраски, производители в последнее время стали выпускать комбинацию грунта с подслоем, так называемую самоподслаивающуюся глянцевую краску, требующую только грунтовки.

Металл обычно подвергают грунтовке. Для стали используют грунт из фосфата цинка, для алюминия выпускаются специальные грунты. Затем накладывают подслой и лицевой слой, как для дерева. Медь, бронзу и свинец можно красить без грунта, если они хорошо подготовлены и тщательно промыты уайт-спиритом (разбавителем для красок).

Еще один эффект дробления цвета: накатка валиком. Она может выглядеть особенно привлекательно, если наносится полосами поверх основной окраски.

Очистка малярного инструмента

Краску можно при необходимости разбавить или растворить водой или уайт-спиритом (разбавителем), в зависимости от ее типа. После работы с водоэмульсионными красками мойте инструмент и устройства в мыльной воде, а после работы с масляными красками — в уайт-спирите или специальном очистителе для кистей. Затвердевшую краску замочите на ночь в очистителе, а когда она размягчится, промойте горячей мыльной водой.

Лаки и политура для дерева

Лаки — это, как правило, краски без пигмента. Большинство лаков содержат полиуретановые смолы и имеют сольвентную основу (подобно масляным краскам). Но по гигиеническим и экологическим причинам все более популярными становятся водорастворимые акриловые лаки, точно так же, как и водоэмульсионные краски. Лаки бывают с сатино-шелковистым или глянцевым эффектом, как прозрачные, так и подкрашенные.

Подкрашенные лаки усиливают окраску текстуры дерева, не скрывая ее, как это сделали бы краски.

Подкрашенные лаки применяются для улучшения вида дерева. Они придают ему дополнительный цвет, но не скрывают натуральную текстуру, как это сделали бы краски.

Лак лучше сопротивляется износу, чем краска, сохраняет натуральную текстуру дерева, а местные повреждения на нем менее заметны.

Лак имеет свой собственный грунт и подслой, Но при нанесении первого слоя желательно добавить в него примерно 10% уайт-спирита для сольвентных типов или воды — для акриловых и не накладывать этот слой кистью, а втирать его в дерево ветошью, не отделяющей волокон. Когда первый слой высохнет, надо сделать насечку: очень легко потереть его мелкой шкуркой. Затем удалить пыль и уже кистью наложить второй, полноценный слой. Для поверхностей, которым придется подвергаться износу, хорошо и второй слой насечь и нанести дополнительный слой.

Лак можно использовать для того, чтобы оттенить естественную красоту дерева всюду в доме: от полов и каминных полок до стеллажей и других предметов мебели.

Политуры для дерева, подобно краскам и лакам, рассчитаны на впитывание. Их можно впоследствии покрыть прозрачным лаком, чтобы улучшить отделку и увеличить прочность покрытия. Политуры выпускаются как на воде, так и на растворителях, в широком ассортименте цветов и оттенков дерева. Разные по цвету политуры одного и того же типа можно смешивать для получения промежуточных оттенков. Чтобы сделать политуру бледнее, можно разбавить ее водой или уайт-спиритом.

Политуры часто наносят кистью или «подушкой», но быстрее и проще получить ровное покрытие с помощью чистой, не отделяющей волокон ветоши. Нужно работать быстро, сводя еще влажные края отдельных участков и избегая наложения слоя на слой, чтобы не образовались более темные пятна. Водорастворимая политура увеличивает волокна на поверхности дерева, что нарушает ровность окраски. Поэтому сначала нужно гладко отшкурить поверхность, а затем увлажнить ее сырой тряпкой. Это увеличит волокна. Когда дерево высохнет, эти волокна нужно удалить самой мелкой шкуркой. Теперь поверхность будет готова принять политуру.

955
читайте также